Детская психология.Стресс у ребенка
Психотерапия - Психические травмы

детская психология.стресс у ребенка

Стресс у маленьких.

Если ребенок резко изменил поведение, стал вдруг неузнаваем, капризен без видимых вам причин и это состояние затянулось, скорее все­го он находится в стрессе. Наиболее часто у де­тей до десяти лет появляются в этот момент страхи, агрессия или начинается так называе­мый регресс.

1. Регресс— это возвращение к формам пове­дения раннего детства: когда восьмилетний мальчик вдруг начинает вести себя как двухлет­ний, плачет и цепляется за юбку уходящей ма­мы, а семилетняя девочка просит покормить ее с ложечки и все норовит забраться к маме на коленки.

Чтоделать? Наиболее частая реакция родите­лей — раздражение, даже гнев: «И тебе не стыдно!» Но это не отклонение, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой, непонятной малышу ситуации. Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтоб его приласкали в этот момент, успокоили. Пережди­те регресс — он пройдет. Вспомните, может, не­давно произошла семейная ссора на глазах у ребенка? Тогда неудивительно, что он снова на­чал сосать палец.

2. Страхи. Если обычный ребенок превращается вдруг в отчаянного трусишку, значит, он явно на­ходится в стрессе. И вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Причины могут быть самые разные: семейные катаклизмы, поте­ря любимой собаки, стресс у матери и т. д. Надо отличать страх как реакцию на стресс от возрастныхстрахов. Для пяти-восьмилетних де­тей, к примеру, страхи вполне естественны: обычно дети сами про них говорят, или они всплывают в их играх, рисунках, фантазиях. Настораживать родителей должно, опять-таки, необычное поведение. Когда ребенок не говорит о страхе, а начинает действовать, как бы пытаясь себя защитить: закрывает двери, все время про­веряет, заперт ли замок, всюду включает свет. При этом «пугала» множатся, буквально лезут из всех щелей: он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестни­це, и тишины. К дневным тревогам присоединя­ются ночные кошмары, регулярный плач среди ночи. И все это не проходит, а тянется без конца. В результате ребенок практически «уходит» в свой страх, подчиняет ему всю жизнь. Засыпание превращается в каждодневную муку с обязатель­ными ритуалами: включи свет, задвинь занавес­ку, посмотри, кто в окне, держи меня за руку, гладь животик и т. д.

Что делать? От затянувшейся фобии нельзя отмахнуться: сама собой она не проходит. Ак­тивно вовлекайте ребенка в игру, рисование — оба эти занятия хорошо разряжают. С их же по­мощью попытайтесь понять и истоки этого страха. Подслушайте незаметно разговоры ре­бенка с игрушками. Если ничего не удается сделать самим, придется обратиться за по­мощью к специалисту.

3. Агрессия. Заметив, что ваш прежде такой пок­ладистый и дружелюбный ребенок ни с того ни с сего стал грубить, отвечать возбужденно и резко, швырять в стенку книжки, замахиваться на окру­жающих, имейте в виду: это признаки стресса. Главное, тут не запутаться. Одно дело, если ре­бенок всегда агрессивен — это черты характера. Такой уж он у вас драчун и задира. И другое де­ло, когда раньше вы такого за ним не замечали, а тут его словно бы подменили. Слишком пристальный интерес к кинострашилкам и кинопобоищам, бесконечные драки у кукол вовсе не являются симптомами стресса. Они скорее говорят об актив­ности ребенка, которая почему-либо не находит выхода.

Что делать? Агрессия, как и страх, не очень хорошее средство справиться с ситуа­цией (а вызвать агрессию может все что угодно) — хотя бы потому, что создает ре­бенку кучу проблем: ему же, бедолаге, все и возвращается сторицей, только усили­вая его возбуждение. Кроме того, она легко закрепляется и переносится в дальней­шую жизнь — как способ разрядки.

Сложность в том, что агрессиюнельзязапретить(например, наказать ребенка за вспышку ярости) — нельзя же лишать его совершенно естественной формы защиты. Лучше пытаться переводить ее в другие формы. Ну, например, учить ребенка язвить, вместо того чтобы грубить; учить отстаивать свою правоту; анализировать вместе с ним ситуацию, объясняя мотивы обидчиков. Главное, чтобы он усвоил: всегда есть вы­бор, есть другие способы отреагировать на обиду, боль, несправедливость. Ребенку помладше в ответ на злобную выходку можно сказать: пойдем поиграем, потом пори­суем — и он просто переключится. Устройте кукольную драку на худой конец. Ребен­ку постарше задайте вопрос: «А как еще можно было бы поступить в такой ситуа­ции?» Кстати, гораздо важнее задавать вопросы, чем давать готовые ответы, — пусть он сам ищет выходы, иначе ничему не научится.

Ученые считают, что, если до десяти лет не научить ребенка справляться с агресси­ей, потом уже трудно будет что-то исправить.

4. Смена настроения. Наконец, у малышей лет до пяти довольно ярким признаком сильного нервного напряжения является резкая смена ритма жизни: когда утром и днем он сонливый и вялый до удивления, а вечером, перед сном, необычайно возбужден и активен. Лучше всего в таком случае поможет хорошее детское успокоительное — какое, под­скажет невропатолог.

5. Психосоматика. Родителей часто сбивают с толку необъяснимые рвоты, расстройства кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности. Это случается на нервной почве — когда ребенок сильно переволнуется, — но быстро проходит.

Когда тяжелее всего

Есть три ситуации, в которых дети наиболее уяз­вимы, то есть подвержены стрессу.

1. Школа. Понятно, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс. И название у этого стресса имеется — школьная фобия, а поп­росту страхи. На первом месте у младших школьников боязнь учителя и боязнь оценки. Оценка убивает любовь, которую ребенок при­вык получать ни за что, а теперь она зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно «страшным» уроком у него может все время бо­леть голова, подниматься давление… В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и издевательства свер­стников.

В ответ на все эти школьные страхи у активного, живого ребенка может вспыхнуть все та же аг­рессия, от которой родители просто теряются. Еще бы: боится-то он учителя, а третирует близ­ких. Обычно так реагируют дети до десяти лет, но и со старшими это случается — чаще из-за неп­риятия одноклассниками. Все то же самое может быть причиной странной рассеянности, неспособности сосредото­читься, которая так раздражает многих родите­лей. Некоторые особо чувствительные детишки только так всегда и реагируют на любую нервную перегрузку.

Что делать? Пытаться приструнить разбушевав­шееся чадо не стоит: усилением строгости тут не поможешь, а только ухудшишь дело. С рассеян­ностью тоже бесполезно бороться, не разобрав­шись в причинах. Если с помощью доверитель­ных бесед, анализа не удается вытащить ребен­ка из стресса, придется обратиться за помощью к психоневрологу.

Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или тех, где нет насто­ящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и на­зываются — «стрессодоступные». Банально, но факт: дети, окруженные любовью и пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более за­щищенными. Другое дело, что скатывание в двой­ки, к примеру, может быть связано не только со школой, но и с обострением семейных проблем.

2. Семейные конфликты. Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного поведения не приходится. Если дитя невылезает из простуд, значит, се­мейные проблемы сказываются на нем уже очень серьезно. Активные дети реагируют на домашние драмы явно — грубостью, двойками, непослуша­нием или истериками, а другие — тихие и прилеж­ные — ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вооб­ще ничего примечательного не выказывают. Из­менения происходят тихо и незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить та­кие симптомы, как: все больший уход в себя, или заторможенность, отрешенность и даже неко­торое оцепенение, или грусть и пугливость. На­конец, что печально, дети с очевидными отклонениями в поведении — это уже результат пребывания в длительном хронически, стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Ну например: девочке нравится делать па кости, портить чужие вещи, красть у подружек кукол… Это называется «деструктивное поведение». Весьма вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность. Самое распространенное заблуждение — что, если тщательно скрывать от ребенка разлад в семье, делать вид, что все хорошо, дети якобы ничего не заметят. Заметят. И если не осознают, то почувствуют обязательно. А уж страдания матери для ребенка вообще никогда не тайна: он, как локатор, настроен на материнское биополе. И, когда плохо матери — плохо ребенку.

Что делать? За ответом на вопрос: «Что с ним происходит?» почаще обращай­тесь к себе: «Что со мной (в нами) происходит?» И лучше не пренебрегать по­мощью специалиста.

3. Подростковый возраст. Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного «я», с гор­мональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это абсолютная нор­ма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что они начинают осозна­вать трагические стороны жизни.

Бритье наголо, потребность тусоваться, жить ночной жизнью, слушать громкую музы­ку, борьба с миром взрослых, уход в одиночество, та же агрессия — все это, в прин­ципе, тоже способы снятия стресса. Арсенал этих средств у подростка велик: ну вот музыка, например. Сел с наушниками и отключился. Вроде напряжение как рукой сняло. Только у «музыкальной защиты» есть и оборотная сторона. Полный уход в му­зыку— это потеря контакта с родителями, отказ озвучивать свои проблемы. Что делать? Тут важно помнить одно: результат того, как дети переживут этот труд­ный возраст, зависит в первую очередь от отношений с родителями, Если семейное напряжение в эту пору сильно зашкаливает, дети вообще могут так и не найти свое «я», например, и навсегда застрять в 13-летнем возрасте. А если подросток не смог принять и полюбить себя, то он всю жизнь будет страдать от заниженной самооцен­ки, которая обернется массой проблем. Понаблюдайте, а не замкнулся ли ваш ребе­нок, не загрустил, не ушел ли в себя или в виртуальный мир? Это сигнал тревоги. На это нужно обратить внимание, поскольку остальные знаковые моменты этого возрас­та хорошо известны и узнаваемы. Вообще если семейный кризис наложился на труд­ный возраст, это взрывоопасно. Психолог рекомендуется.

Почему нельзя не реагировать? Если ребенок на справится с напряжением, он заболеет. Невроз, головные боли, гас­триты, язвенные колиты, астма, нейродермит, непроизвольное мочеиспускание и т. д. — вот неполный перечень типичных детских недугов — болезней стресса. Длитель­ный страх может привести к заиканию, энурезу. Обычно скрипение зубами во сне озадачивает родителей. А это часто признак невроза. В общем, лучше вовремя заме­чать всякие странности, не доводя до болезней.

Длительный стресс, который уже становится фоном всей жизни, приводит к необра­тимым аномалиям поведения. В частности, деструктивному. Странный ребенок, вред­ный, слишком жестокий, неуправляемый, безучастный и вялый, чересчур заторможен­ный и т. д. — все это неспроста: значит, дети в какой-то момент «сломались». О том, что пережитые в детстве травмы аукаются во взрослой жизни, говорить не при­ходится. Другое дело, не все понимают, что и насколько серьезно. Бросили, например, родители мальчика, уехав на два года в командировку. А у него, уже взрослого, нача­лась болезнь под названием «боязнь привязаться», из-за которой вся личная жизнь просто летит под откос. Он настолько сильно и неосознанно боится быть брошенным, что, едва успев привязаться к кому-то, тут же его и бросает сам.

Что делать со стрессами?

Главное— их замечать.

1. Заметив у ребенка от пяти до семи-восьми лет признаки стресса, начинайте ак­тивно вовлекать его в рисование и игру.

2. С детьми постарше, если вас что-то тре­вожит в их поведении, почаще ведите откровенные разговоры.

Самое важное — не терять с ними контакт.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Психологическая помощь женщинам

Психологическая помощь женщинам

Женщины – существа тонкой душевной организации, поэтому больше поддаются стрессам и тяжелей переживают жизненные неурядицы, чем мужчины. Поэтому, вполне закономерно, что время от времени они нуждаются в психологической помощи.

More:

Почему важно правильно выбрать духи?

Почему важно правильно выбрать духи?

Выбирать духи это достаточно трудное занятие, поскольку удачно выбранный аромат способен расположить к вам людей, ну а неуместный и резкий аромат вызывает у окружающих обратную реакцию.

More:

Найди свой ответ:

Биоревитализация

News image

Все приверженцы биоревитализации утверждают, что гиалуроновая кислота достаточно быстро усваивается нашей кожей, соответ...

Объемный логотип

News image

Комплексные инсталляции, выполненные из пенопластовых объемных логотипов, представляют невероятно востребованный проду...

О катушках Кобра

News image

COBRA – по мнению многих специалистов, это самые бюджетные катушки, при этом по качеству не станут уступать более извест...

Интернет-аптеки

News image

Зимой, когда мы подхватываем простуду, теперь не нужно бежать в метель и мороз в аптеку, теперь есть возможность заказыв...

More in: Отношения, Семейная жизнь, Мужчина для женщины, Новости сайта

Психотерапия:

Поведенческая психотерапия навязчивостей

News image

Бихевиористы уделяли теории формирования и методам лечения навязчивых действий больше внимания, чем навязчивым идеям. ...

Психические состояния.Почему стресс?

News image

На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс.

Психологическая помощь: что это такое? Кто нуждается в

News image

Если вы испытываете потребность а психологической помощи, не стоит этого пугаться: это не означает, что вы сходите с у...

Депрессивный невроз

News image

Состояния, главным проявлением которых являются депрессивные эмоциональные переживания принято называть депрессивными ...

More in: Психоаналитическое толкование, Психические травмы, Психотические нарушения, Психоанализ

Авторизация



Понять женщину:

Механик для леди

News image

В свои 40 лет я вполне успешная бизнес-леди. Но как у многих из нас, личная жизнь не сложилась: мужчины, конечно, были, но создать семью не удалось....

Шопинг нам простят, но ревность – вряд ли

News image

Что готовы простить нам мужчины и с чем мириться не собираются?

Женская сексуальность: услышать себя

News image

Илья Шабшин, известный психолог, ведущий специалист Психологического Центра на Волхонке.

Особенности национального обольщения

News image

«Приехала в Россию погостить двоюродная сестра. Второй раз замужем, теперь за американцем. Первый ее брак с нашим вспоминаем как страшный сон. Пил...

Выхожу замуж за бедного…

News image

«Сейчас большинство женщин мечтает выйти замуж за богатого. А вот мой любимый человек беден.

Нужны ли парням девственные девушки?

News image

“только после свадьбы”… читая письма и статьи в инете, складывается впечетление, что весь мир вертится возле секса: “на каком свидании должна состоя...