Печаль и депрессия
Психотерапия - Психоанализ

печаль и депрессия

Фрейд сравнил депрессию с родственным нормальным состоянием — печалью. Если ребенок утрачивает объект, либидный поток, больше не связанный с объектом, затопляет его психику и может вызвать панику. В состоянии печали взрослый научается контролировать этот поток, сдерживая необходимое высвобождение либидо. Привязанность к утраченному объекту репрезентируется сотнями воспоминаний. Стирание каждого воспоминания происходит отдельно, на что требуется время. Фрейд назвал этот процесс «работой скорби». Такая работа трудна и неприятна, многие стараются ее отсрочить, предаваясь иллюзии, что умерший все еще жив. Затухание эмоциональной жизни в состоянии печали, вероятно, объясняется идентификацией с умершим человеком.

Иллюзия, что умерший жив, и идентификация с ним — взаимосвязанные явления. Каждый скорбящий склонен упрощать свою задачу, создавая после утраты реального объекта замещающий объект внутри себя. Для этого используется тот же механизм, что у всех разочарованных людей, в том числе страдающих депрессией, а именно регрессия от любви к инкорпорации, от объектного отношения к идентификации. Нередко случается, что скорбящий в каком-то аспекте уподобляется утраченному объекту: его волосы седеют, меняется речь и жесты, возникают боли в сердце, если умерший страдал сердечным заболеванием. Фрейд указывал, что уподобление происходит не только при утрате вследствие смерти, но и в случаях чисто ментальной утраты.

Он ссылается на женщин, перенявших черты своих бывших любовников. Булимия (реминисценция о тотемных празднествах дикарей, учрежденная в форме поминок), которая бессознательно означает съедение умершего, как и отказ от пищи, бессознательно отвергающий эту идею, умещаются в границы нормальной печали. Все это служит доказательством идентификации с умершим, субъективно воспринимаемой как оральная инкорпорация, происходящая на том же уровне, что и при психотической депрессии, но с меньшей интенсивностью.

Изучение фольклора о смерти и похоронных обычаях убеждает в универсальности интроекции как реакции на утрату объекта. Черное траурное одеяние представляет собой пережиток обычаев древности, когда смерть близких обязывала к смирению и посыпанию головы пеплом, символизирующих идентификацию с умершим.

Приведенный материал подкрепляет предположение Фрейда: «Весьма возможно, что идентификация — всеобщее условие, при котором ид расстается со своими объектами». Многие их тех, кто потерял родителей в раннем детстве, проявляют признаки оральной фиксации и склонны устанавливать наряду с объектными отношениями обширные идентификации, т. е. инкорпорировать свои объекты.

По-видимому, нормальному человеку легче освободиться от связей с интроектом, чем с внешним объектом. Учреждение интроекта — это способ облегчить окончательное освобождение. Состояние печали имеет двухактную динамику: интроекция; освобождение от привязанности к интроецированному объекту.

Если скорбящий относился к утраченному объекту крайне амбивалентно, изживание печали осложняется и даже становится патологичным. В этом случае интроекция приобретает садистское значение, инкорпорация представляет тогда не только стремление сохранить любовный объект, но также попытку разрушить ненавистный объект. Когда враждебность такого рода выступает на передний план, интроекция вызывает новое чувство вины.

В случаях смерти, по-видимому, всегда мобилизуется амбивалентность. Человек, который желал кому-то гибели, может воспринять смерть этой особы как исполнение желания. Смерть порой радует, поскольку постигла другого, а не испытавшего облегчение субъекта. Лица с нарцис-сической ориентацией бессознательно склонны упрекать умерших друзей за свою болезненную печаль. Эта реакция порождает чувство вины и угрызения совести. На самом деле даже в обычных похоронных ритуалах нет недостатка в угрызениях совести.

Попрошайки и недобросовестные фирмы умело улавливают состояние раскаяния и знают, как извлечь из него выгоду.

Идентификация с умершим человеком имеет также значение наказания: «Ты хотел, чтобы умер другой, поэтому сам должен умереть. В данном случае скорбящий боится, что, коль он вызвал смерть благодаря «всемогуществу» своего желания, мертвец будет стремиться к отмщению, может воскреснуть и убить его. В свою очередь, этот страх усиливает амбивалентность. Отсюда стремление и умиротворить умершего (de mortuis nil nisi bonum), и заново более эффективно его убить. Благочестивые ритуалы — караул у гроба, бросание земли в могилу, установление на могиле монумента (могильного камня) — восходят к архаическим мерам, предотвращающим возвращение умершего. Вообще печаль представляет собой «приручение» примитивного бурного аффекта, разрядке которого сопутствуют страх и самодеструкция, что можно наблюдать у дикарей.

Эмоциональные вспышки тем сильнее, чем более амбивалентным было отношение к утраченному объекту. Наша печаль, длящаяся некоторое время, защищает, следовательно, от разрушительной силы примитивного аффекта. В заключение констатируем, что печаль характеризуется амбивалентной интроекцией утраченного объекта, таким же эмоциональным отношением к интроекту, которое проявлялось к объекту, и участием во всем процессе чувства вины.

Сходные механизмы действуют при разных видах печали. В состоянии печали снижается самоуважение. Слегка опечаленный индивид нуждается в утешении, жалости, «ресурсах». Глубоко опечаленный индивид отворачивается от объектов и становится нарциссичным, инкорпорируя неудовлетворивший объект. После интроекции борьба за восстановление самоуважения продолжается на интропси-хическом уровне.

При определенных условиях нарциссическая потребность опечаленной особы и конфликты вокруг интроекции интенсивнее, чем обычно. Это происходит, если: а) любовь к утраченному объекту была незрелой и он использовался просто как поставщик нарциссических ресурсов; б) отношение к объекту отличалось амбивалентностью; в) индивид орально фиксирован и бессознательно сексуализирует «питание».

Предрасположенные к депрессии типы обладают, как указывалось, всеми тремя характеристиками: повышенной нарциссической потребностью, выраженной амбивалентностью, акцентированной оральностью. Если такой индивид утрачивает объект, то ненавидит его за «уход» и пытается магическими средствами принудить к восполнению утраты. Индивид продолжает эти попытки и после амбивалентной интроекции объекта, стремясь же уменьшить чувство вины, лишь усугубляет его. Собственно депрессию составляет высококатектированная борьба с интроектом. Депрессия является отчаянной попыткой вынудить орально инкорпорированный объект даровать прошение, защиту, любовь и безопасность. Деструктивные элементы, высвобожденные этим насилием, порождают чувство вины и страх перед возмездием. Депрессивный индивид оказывается в невыгодном положении, так как боится, что предоставление столь необходимых ему ресурсов одновременно означает месть со стороны объекта или интроекта.

Амбивалентность входит в картипу печали не только в случаях депрессии. Она проявляется и в навязчивых самообвинениях при смерти близкого человека. Для депрессии патогномонична глубина, определенность и полнота регрессии, которая распространяется за пределы анальной стадии вплоть до оральности и нарциссизма.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Психологическая помощь женщинам

Психологическая помощь женщинам

Женщины – существа тонкой душевной организации, поэтому больше поддаются стрессам и тяжелей переживают жизненные неурядицы, чем мужчины. Поэтому, вполне закономерно, что время от времени они нуждаются в психологической помощи.

More:

Почему важно правильно выбрать духи?

Почему важно правильно выбрать духи?

Выбирать духи это достаточно трудное занятие, поскольку удачно выбранный аромат способен расположить к вам людей, ну а неуместный и резкий аромат вызывает у окружающих обратную реакцию.

More:

Найди свой ответ:

Женские боди недорого

News image

Не будет преувеличением утверждать, что стильно и элегантно выглядеть мечтают практически все люди, вращающиеся в социум...

Теперь я понимаю мужчин

News image

Надеюсь, не растерзают меня дамы, за то, что я хочу защитить наших мужчин.

Как влюбить в себя мужчину?

News image

Принимайте его Может быть, он не предел ваших мечтаний, и у него присутствует определенный список недостатков.

О любви

News image

Любовь является творящей энергией, это совершенно не чувство, эмоция либо отношение. Любовь является творящей энер...

More in: Отношения, Семейная жизнь, Мужчина для женщины, Новости сайта

Психотерапия:

Формы девиантного сексуального поведения

News image

Отношение людей к разнообразным формам девиантного сексуального поведения менялось в различных общественных культурах ...

Влечения и аффекты при депрессии

News image

Благодаря изучению историй семей, близнецов и принятых на воспитание детей было высказано мнение о наследственной пере...

ТРЕВОГА. КАК ПЕРЕСТАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ?

News image

Мысли – крылья души . Так сказал когда-то французский философ Пьер Буаст. И крылья наших душ бывают разными: радостным...

Навязчивые действия (компульсии)

News image

Хотя навязчивые действия формально находятся , под сознательным контролем,люди, ощущающие потребность совершать их, на...

More in: Психоаналитическое толкование, Психические травмы, Психотические нарушения, Психоанализ

Лечении запоев, тяги к спиртному в Киеве . услуги делового туризма . носки оптом в Челябинске

Авторизация



Понять женщину:

Чего боится любимый мужчина

News image

«Мы уже два года встречаемся с Валерием. Раз в неделю созваниваемся, по выходным встречаемся. Мы удивительно понимаем и чувствуем друг друга. Но… на...

Про лентяев, лежебок и лодырей, или Психология домашней

News image

Илья Муромец, как известно, пролежал на печи 30 лет и 3 года.

Я гибну… от любви

News image

Я всегда стремилась к идеалу во всем.

Любовь или одиночество: чего больше в нашей жизни?

News image

Накануне дня Святого Валентина Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснял у соотечественников, какие качества более всего при...

Зачем я ему открылась?

News image

«Я хотела подробно рассказать вам о случившемся, но потом решила, что почти все мы это проходили.

Укрощение вампиров

News image

«У меня муж – пессимист, его родители тоже. Я по натуре оптимистка. И чувствую, как изо дня в день из меня вытягивают всю силу. Эти люди вечно всем ...