Магия и суеверие в компульсивном неврозе
Психотерапия - Психоанализ

магия и суеверие в компульсивном неврозе

Мышление имеет для компульсивных невротиков особую ценность, что часто заставляет их очень высоко развивать свой интеллект. Однако их высокий интеллект наделен архаическими чертами, он преисполнен магией и суеверием. Эго у них расщеплено: одна его часть логическая, другая магическая. Защитный механизм изоляции делает возможным поддержание такого расщепления. На суеверии компульсивных невротиков Фрейд впервые продемонстрировал «сходство ментальной жизни дикарей и невротиков». Суеверие основано на усилении нарциссизма в связи с большим или меньшим регрессивным восстановлением исходного всемогущества ребенка. Обсессивные игры вокруг этого всемогущества направлены на преодоление чувства зависимости и бессознательно представляют эквиваленты «убиения отца».

Пациент получал сильное наслаждение от маленькой бумажной игрушки, отчасти похожей на калейдоскоп, которая при встряске меняла форму. Психоанализ показал, что он представлял себя «играющим Богом», магически творящим новые миры. Другой пациент, выполнявший церемониалы с постельным покрывалом, будучи ребенком, воображал себя Богом, творящим мир. Психоанализ показал, что «сотворение мира» означало «зачатие детей», и бессознательно пациент играл роль отца, воображая половой акт своих родителей. Это творящее мир половое сношение понималось, однако, как анальный акт, и мнимое всемогущество было результатом инфантильной нарциссической переоценки функций экскреции. Другой пациент, у которого психоанализ обострил способность к самонаблюдению, поймал себя на мыслях о странности того, что ему необходимо открывать дверь, чтобы пройти в помещение. Он вдруг возомнил, что по его желанию дверь могла бы открываться сама. Неприятие подобных идей на высших уровнях эго дифференцирует такие претензии от бреда величия.


Дополнением к «творению миров» магическими средствами является «устранение» нежелательных аспектов мира, странная способность отрицать реальность там, где она противоречит желаниям пациента. Истинная утрата способности к проверке реальности — характерная особенность больных психозами. Типичное отворачивание от реальности при неврозах — это «интроверсия»: индивид отворачивается от реальных объектов к представлениям об объектах детства. В этом отношении компульсивные невротики в силу их «всемогущества» стоят ближе к больным психозами, чем истерики. Бессознательная часть эго может отклонять некоторые стороны реальности, тогда как одновременно сознательная личность знает, в чем правда и в чем ложь.


В силу обсессивной скрупулезности, пациента беспокоила искусственность границ между странами (географическая обсессия). Согласно его желанию, должны были существовать только страны, совпадающие с географическими целостностями. Поэтому весь Пиренейский полуостров он называл «Испанией», игнорируя Португалию. Однажды пациента познакомили с иностранцем. Он поинтересовался его национальностью, и новый знакомый назвался португальцем. Пациент описал свою реакцию на это утверждение так: «Я сказал себе, что он испанец, иначе называющий эту национальность».

Данный пример показывает связь «отрицания в фантазии» и «расщепления эго». Дети под давлением реальности отказываются от веры в свое всемогущество, но взамен верят во всемогущество взрослых. Остатки такой веры сохраняются при невротических отклонениях и у подростков.


В течение латентного периода пациентка все еще была убеждена во всемогуществе взрослых, поскольку им удавалось узнать, когда она сопротивляется побуждению к дефекации. Впоследствии качество всемогущества приписывается Богу, и эта всемогущая фигура становится фокусом тяжелых амбивалентных конфликтов при компульсивных неврозах. Едва ли существует компульсивный невроз без религиозных фигур. Обсессивные конфликты между верой и побуждениями к богохульству могут происходить как у убежденных атеистов, так и у набожных людей.


Пациент очень сильно страдал от побуждения закричать во время церковной службы. Однажды, когда он был ребенком, его отец заболел и мальчика просили не шуметь. Тогда и появилась компульсия нарушить «священную» тишину богохульным шумом. Впоследствии Бог символизировал отца, а за побуждением закричать скрывалось желание его убить. Дальнейший психоанализ показал, что зловещий шум первоначально мыслился как порыв ветра, а не крик. Агрессия против отца носила анальный характер и на глубинном уровне выражала архаическую разновидность любви.


Поскольку в большинстве патриархальных религий отношение к родительской фигуре колеблется между покорностью и бунтом (и покорность, и бунт сексуализируются), любой бог, подобно компульсивному суперэго, обещает защиту в случае покорности. В картине компульсивных церемониалов и религиозных ритуалов существует много общего, что обусловлено сходством подлежащих конфликтов. Поэтому Фрейд назвал компульсивный невроз личной религией. Иначе говоря, церемониалы компульсивных невротиков называются ритуалами из-за сходства с религиозными обрядами. Однако существует и базовое различие компульсивных и религиозных ритуалов, но его обсуждение это отдельная тема.

Симптоматика компульсивных неврозов исполнена магическими суевериями, такими как компульсивные прорицания и жертвоприношения. Пациенты советуются с предсказателями, держат пари с Богом, боятся магического воздействия чьих-то слов, действуют, словно верят в существование призраков, демонов и особенно в злонамеренную судьбу, и в то же время остаются интеллигентными людьми, полностью сознающими абсурдность подобных представлений.


В принципе ориентация на пророчества означает принуждение разрешить запретное или простить за совершенный проступок, а также попытку переложить собственную вину на Бога.

Пациент вспомнил о привычке выполнять пророческий ритуал, чтобы решить, следует ли соблазниться на мастурбацию, т. е. позволяется ли еще раз мастурбировать. Если удача была на его стороне, он давал волю побуждению, если же фортуна отворачивалась, он придумывал оправдания, чтобы повторять пророческий процесс, пока не получал желанного позволения. Конечно, переложение вины было безуспешным, он не избегал угрызений совести и чувствовал абсурдность в том, что те же самые боги, которые сначала запретили мастурбацию, при случае могут ее позволить. Пророчество такого рода представляет собой пустую затею, родители, которые запретили определенные действия, принуждаются разрешить или даже поощрить эти действия.

Суеверие другого пациента явно предназначалось для получения прощения за мастурбацию. Он обычно дифференцировал любые действия на приносящие удачу и неприятности. Принадлежность деятельности к первой или второй категории определялась не его поведением, а судьбой. Он мог просто гадать: что приносит счастье и что приносит несчастье. В процессе психоанализа выяснилось, что предрассудок впервые появился в юности вместе с представлением о «держании рук в карманах как предвестнике неудачи». Предрассудок явно означал, что «за мастурбацией следует наказание». Затем роль амулета перешла от карманов к одежде. Одни костюмы считались счастливыми, другие несчастливыми в соответствии с тем, сопутствовала ли прежде их одеванию удача. Пациент очень любил хорошо одеваться, хотел выглядеть красивым и постоянно боялся оказаться невзрачным. Красивость означала для него мужественность, невзрачность — кастрацию. Хорошо одеваясь, он провоцировал зрителей на заверения, что не кастрирован. Согласно суеверию, судьбе предоставлялось давать те же заверения, подсказывая, какие костюмы принесут удачу.

Двусмысленное значение пророческих предсказаний соответствует противоречивым требованиям амбивалентного искателя пророчеств, жаждущего позволения удовлетворить свои инстинктивные нужды и ожидающего отказа. Он пытается интерпретировать двойственное значение предзнаменования как разрешение, но не способен избавиться от чувства, что в предзнаменовании заложен запрет и предупреждение о наказании. Криз привлекает внимание к связи интерпретации неопределенных пророчеств и разгадывания загадок. Индивид, пытающийся вытеснить свою вину и значение своих действий, не способен разгадать загадку, как не способен правильно понять пророчество. Герой, разгадывающий любую загадку, мудр не столько в силу своего интеллекта, сколько благодаря эмоциональной свободе, незаторможенной вытеснением, что позволяет ему узнать скрытую правду.


Причина непонимания пророчества тоже заложена в подобном конфликте. Интерпретация предостерегающего пророчества как заверения является попыткой вытеснить чувство вины. Пугающий ракурс, в котором предстает наконец реальное значение пророчества, репрезентирует возврат вытесненного чувства вины из вытеснения.
Кроме принуждения к позволению или прощению, пророчество служит средством переложения ответственности, что тоже обречено на неудачу.


Проекция обремененных виной побуждений на воображаемых «двойников» эго, чтобы избежать ответственности, нередкое явление. Дети, когда наозорничают, зачастую дают себе другие имена: «Это натворил не я, а X». Пережитки такого примитивного избежания угрызений совести типичны при некоторых характерологических нарушениях.
Суеверие может использоваться и в других способах борьбы с совестью. Многие пытаются побороть чувство вины, прибегая к разным заклинаниям, чтобы аннулировать действие, относительно которого они испытывают вину, отрицать его преступную сущность или опасность наказания. В некоторых случаях фантазия не только замещает неприятную реальность, но даже полностью отрицает реальность (магически понятую).


Для пациентки само размышление было магической гарантией от становления мыслимого реальностью. «Коль я подумала об этом, оно не реально», — говорила она. Того, что случалось, пациентка якобы не желала. Временами она вообще сомневалась в реальности мира. В процессе психоанализа пациентка обнаружила, что постоянно напряжена и только ждет момента, когда «пьеса наконец закончится, занавес опустится и начнется настоящая жизнь». Находясь в деперсонализации, она порой изумлялась, что люди едят, принимают ванну, естественные вещи могли быть для нее только мыслимыми, но не осуществимыми в реальности. Обычно ей грезились ужасные истории о лунатиках. Впервые она испытала приступ тревоги, когда неожиданно стала свидетельницей реальной вспышки гнева у больного психозом.
Хорошо известный феномен «сновидения в сновидении» может служить аналогичной цели. В этом феномене предпринимается попытка отрицать реальность инстинктивного наслаждения из-за страха наказания, тем самым позволяется удовольствие, которое «только снится». Такая попытка тоже бывает неудачной.


Пациент вспомнил, что не осмеливался радоваться соблазнительным ситуациям, снившимся ему в юности, сомневаясь, это сон или реальность. Он попытался избежать дилеммы, прибегнув днем к установке: «Всякий раз, когда я сомневаюсь, реальность нечто или сон, можно быть уверенным, что это сон. Ведь, бодрствуя, я не испытываю таких сомнений». Установка, однако, оказалась бесполезной. В следующем сексуальном сновидении его снова одолевали сомнения.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Психологическая помощь женщинам

Психологическая помощь женщинам

Женщины – существа тонкой душевной организации, поэтому больше поддаются стрессам и тяжелей переживают жизненные неурядицы, чем мужчины. Поэтому, вполне закономерно, что время от времени они нуждаются в психологической помощи.

More:

Почему важно правильно выбрать духи?

Почему важно правильно выбрать духи?

Выбирать духи это достаточно трудное занятие, поскольку удачно выбранный аромат способен расположить к вам людей, ну а неуместный и резкий аромат вызывает у окружающих обратную реакцию.

More:

Найди свой ответ:

Сила привычки

News image

«Не могли бы вы посоветовать, как избавиться от дурных привычек. Нет, я не пью и не принимаю наркотики. Но мои более б...

Деньги нас разводят?

News image

«Сейчас я с тоской вспоминаю первые годы нашего супружества, когда у нас было по одной паре приличных джинсов. Как инт...

Крем Fito Depilation на самом деле является одним из лу

Одной из самых неприятных и вызывающих головную боль у женщин процедур является депиляция. Многим представительницам пре...

Гостиницы «Гостиный дом»

News image

Гостиный дом представляет сравнительно небольшую гостиницу, которая располагается в экологически-чистом районе Москвы, о...

More in: Отношения, Семейная жизнь, Мужчина для женщины, Новости сайта

Психотерапия:

Фокусная терапия — особая форма психоаналитической крат

News image

В настоящее время фокусная терапия остается самой взыскательной и утонченной методикой лечения. Аналитик, практикующий...

Психоанализ о депрессии

News image

Основные психоаналитические представления о маниакально-депрессивных нарушениях отражены в немногих разрозненных, взаи...

ВСТРЕЧИ С МЕЧОМ

News image

Иди крепко. Руби честно. Что еще мечнику нужно? Учитель Первый раз я взял в руки меч, когда мне было 17 лет, это б...

Детская психология.Стресс у ребенка

News image

Стресс у маленьких. Если ребенок резко изменил поведение, стал вдруг неузнаваем, капризен без видимых вам причин и ...

More in: Психоаналитическое толкование, Психические травмы, Психотические нарушения, Психоанализ

Авторизация



Понять женщину:

Особенности национального обольщения

News image

«Приехала в Россию погостить двоюродная сестра. Второй раз замужем, теперь за американцем. Первый ее брак с нашим вспоминаем как страшный сон. Пил...

В роли свахи - ДНК-тест

News image

Похоже, теперь наука скажет свое веское слово в таком, не поддающемся контролю процессе, как создание гармоничных браков. В роли свахи, способной ре...

Столик на двоих

News image

Если вы недавно познакомились с мужчиной, то, скорее всего, ближайшее ваше свидание произойдет в ресторане. Без этого, пожалуй, не обходится сегодня...

Как в России относятся к изменам?

News image

На расторжении брака с неверным супругом безработные россияне настаивают чаще, чем их имеющие постоянную работу сограждане, - показал опрос, проведё...

Укрощение вампиров

News image

«У меня муж – пессимист, его родители тоже. Я по натуре оптимистка. И чувствую, как изо дня в день из меня вытягивают всю силу. Эти люди вечно всем ...

Интуиция поможет выбрать партнера

News image

«Недавно подруга с работы познакомила меня с мужчиной. Вроде вполне подходящий человек: вдовец, не пьет, не курит, приятной внешности, не жадный. Ко...